Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Религия Достоевского

Существует естественный и мощный импульс для того, чтобы охарактеризовать «религию» в трудах Федора Михайловича как набор убеждений (которые мы можем перечислить и описать), а затем приписать их автору или определить подмножество. В любом случае, кажется, что все сводится к вопросу: «Во что в действительности верил сам Достоевский?». В чем религия Достоевского?

Во что верил Достоевский?

Люди, которые задают этот вопрос, не ожидают ответа типа «Автор полагал, что вся религия, по сути, является продуктом нашей тенденции производить мифы» или «Достоевский полагал, что она выполняет социализирующую функцию в человеческой цивилизации». Они ожидают ответа типа « Достоевский был набожным христианином и верил в личное бессмертие », или наоборот, «Достоевский был проверенным атеистом и вообще ни во что не верил». Если они решат, что он религиозный (особенно христианин) человек, а не атеист, они ожидают дальнейших подробностей о том, во что, по его мнению, должны верить добрые христиане и как они должны себя вести. Короче говоря, они ожидают своего рода богословие и соответствующее руководство по жизни, которое представляет «то, во что верил Достоевский». Есть два проблемы с этим подходом. Во-первых, даже если мы хотим знать (и считаем важным знать) то, во что верил Достоевский, когда дело дошло до религии, мы быстро разочаровываемся, обнаружив, что он «поверил» множеству разнообразных идей, которые, взятые как в целом, пронизаны вопиющими противоречиями и несоответствиями.

Позиция Достоевского

Читатели Достоевского, которые заявляют, например, что их романист принял и пропагандировал своего рода националистическое русское православное христианство, говорят правду - легко найти отрывки, подтверждающие это утверждение, - но они пропускают отрывки, в которых он высмеивает этот тип вера. Те, кто заявляют, что Достоевский был заклятым врагом социализма, который рассматривается как антитеза «его» христианству, тоже говорят правду - легко найти отрывки, подтверждающие это утверждение, - но они забывают случаи, когда он страстно защищал отдельных сторонников этой идеологии. Те, кто заявляют, что под всем этим Достоевский был глубоко религиозным человеком, игнорируют силу, которой он был в состоянии наделить контраргументы религиозных верований различного рода. Фактически, когда дело доходит до этого, те, кто называет почти любую проблему, религиозную или нет, и твердо заявляют, что Достоевский занимал определенную позицию по этому вопросу, не принимают во внимание, что он почти наверняка занял противоположную позицию в каком-то другом месте. Вторая проблема состоит в том, что вопрос «Во что действительно верил сам Достоевский?» не единственный, когда мы говорим о религии в его работах. В какой степени его понимание религии определялось современной мыслью, русской и нерусской? Насколько его понимание религии определялось русской православной традицией, в которой он воспитывался?