Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Уважаемый «идиот»

Отношение к Достоевскому разное. Его можно уважать и потрясаться его виденью мира, но любить довольно трудно. По крайней мере, так выразился об авторе советский писатель В. В. Конецкий. Но мнение может и поменяться, если читать произведения Достоевского ради интереса, а не в качестве школьной программы. Возможно, для этого потребуется время, чтобы прочитать и даже перечить. Рассмотрим эту теорию на примере «Идиота».

Мышкин, как объект подражания

В чём может проявляться читательская любовь к автору? Разве не в том, чтобы стремиться подражать созданным им персонажам? Взять хотя бы князя Мышкина. Как он относится к миру, к себе и людям, как поступает…. Не прослеживается в этом сам писатель? Ведь что может сделать автор лучше всего на свете? Правильно, писать о том, что лучше всего знает. То есть, о себе.

Поначалу большое количество таких разных по характеру персонажей сбивает читателя с толку, но в каждом из них можно найти частички личного авторского опыта. То есть, если любить князя Мышкина таким, какой он есть, как прототип многоразличного проявления Достоевского, то это и есть выражение любви к самому Фёдору Михайловичу. И уж тем более на фоне это странным кажется название романа — «Идиот».

Суть «Идиота»

Не так просто передать всю суть романа, ведь она намного глубже, чем просто история о молодом чудаке, который поставил на уши весь светский Петербург. Его неискушённость и добрая наивность всё же сумела покорить всех, с кем Мышкину довелось встретиться. Невероятные истории и события, в которые по той или иной причине ввязывается князь, вконец ставят читателя в тупик, а концовка оправдывает название произведения. Но к чему всё это? Что хотел сказать Достоевский посредством главного героя?

Во-первых, нравственные достоинства Мышкина стали прототипом красоты христианского отношения к ближнему. Хотя, с другой стороны, глядя на кульминацию романа, так и хочется сказать, а какой прок от этой праведности? Изначально Достоевский показывает Мышкина, как человека праведного, так сказать, с самых лучших сторон. Но уже в конце перед читателем предстаёт беспомощный дурачок, который никак не может объяснить свои глупые поступки, пока его в конец не скашивает нервное расстройство.

И вот снова возникает вопрос — Мышкин тот, кому хочется подражать? Это возможно, если понять, в чём суть данного произведения. По одной из версий «Идиот» является завуалированной сатирой на религиозные идеи Толстого. И Мышкин, в этом случае, прототип трагической безнадёжности идей в реальности. Не зря Достоевский называл своего героя «князь Христос» как бы говоря, что было бы с Иисусом, если бы он не родился, как воплощение Бога, а был обычным человеком.

Но существует ещё одна версия — «Идиот» является художественным ответом на книгу Ренана «Жизнь Иисуса», где, собственно, Христос и показывается, как обычный, но доброй души человек. То есть, роман Достоевского не что иное, как «наш» ответ Ренану, которого Фёдор Михайлович неоднократно упоминал в своих рассуждениях.