Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Писатель, который предвидел подъем тоталитарного государства

Русский писатель XIX века Федор Достоевский создавал персонажи, которые оправдывали убийство во имя их идеологических убеждений. Когда он в своих романах описывал, как идеи могут изменить человеческие жизни, он знал что-то о том, что писал.

Переломный момент

Опыт Достоевского глубоко изменил его. Он не отказался от своих взглядов на то, что российское общество нуждается в радикальных изменениях. Он продолжал верить, что институт крепостного права стал глубоко безнравственным, и до конца жизни он ненавидел землевладельческую аристократию. Но его опыт быть на том, что он считал, был грань смерти, дал ему новую перспективу во времени и истории. С этого момента он понял, что человеческая жизнь не является движением от прошлого к лучшему будущему, как он верил, когда делился идеями радикальной интеллигенции. Вместо этого каждый человек стоял в каждом мгновении на краю вечности. В результате этого откровения Достоевский все более недоверчиво относился к прогрессивной идеологии, к которой он был привлечен как молодой человек. Он особенно пренебрежительно относился к идеям, которые он нашел в Санкт-Петербурге, когда вернулся из своего десятилетия в сибирской ссылке. Новое поколение российских интеллектуалов было околдовано европейскими теориями и философскими размышлениями. Французский материализм, немецкий гуманизм, а также английский утилитаризм объединились в своеобразно русское сочетание, которое получило название «нигилизм».

Нигилизм Достоевского

Мы склонны думать о нигилисте, как о том, кто не верит ни во что, но русские нигилисты 1860-х годов сильно отличались. Они горячо верили в науку, и хотели уничтожить религиозные и моральные традиции, которые в прошлом управляли человечеством, чтобы создать новый и лучший мир. Есть много людей, которые сегодня считают что-то подобное. Обвинение Достоевского в нигилизме представлено в его великом романе «Бесы». Опубликованная в 1872 году книга была подвергнута критике за то, что она была дидактичной по тону, и не может быть никаких сомнений в том, что он хотел показать, что доминирующие идеи его поколения были вредными. Но рассказ Достоевский рассказывает также о темной комедии, жестоко смешной в своем изображении высокопоставленных интеллектуалов, играющих революционные представления, не понимая ничего о том, что означает революция на практике. Как описание того, что произойдет в России в результате большевистской революции почти через 50 лет, ее вряд ли можно улучшить. Хотя он критиковал его за то, что слишком сильно полагался на отдельные террористические акты, Ленин восхищался Нечаевым за его готовность совершить какое-либо преступление, если оно служило революции. Но, как предвидел Достоевский, использование бесчеловечных методов для достижения нового вида свободы породило тип репрессий, который был гораздо более далеко идущим, чем театральные жестокости царизма. Достоевский считал, что недостаток в сердце русского нигилизма был атеизмом.