Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Политическая мысль Федора Достоевского

Политическая мысль Федора Достоевского возникает из противостояния нигилизму, атеистическому гуманизму и социализму во многом так же, как философия Платона возникла из противостояния софистам. Действительно, не обязательно имея в виду подробное указание на зависимость или сходство, параллель мысли Достоевского с мыслью Платона можно увидеть в некоторых дальнейших аспектах этой фундаментальной оппозиции. И русский мастер романа, и эллинский основатель политической науки противостояли противникам, для которых «человек есть мера всех вещей»; и каждый основывал свою оппозицию на принципе «Бог есть мера» - используя формулировку Платона.

Аспекты философской антропологии Достоевского

Размышляя о политических аспектах философской антропологии Достоевского и о «Легенде о Великом Инквизиторе», можно рассматривать творчество как политический апокалипсис. Поскольку политология - это поиск правды вещей политических, она неизбежно связана с человеком как человеком и гражданином (вежливыми) и с аксиологическими факторами, которые обеспечивают порядок и сплоченность жизни отдельных людей и сообществ. Наука о человеке - это антропология, а наука о товарах, которые заказывают человеческое существование, - это этика. Единство наук об антропологии, этике и политике в классической политической философии хорошо известно. Любой, кто занимается этими вопросами, будет заинтересован, например, в прочтении трактата Аристотеля о политологии, Никомаховой этике и политике. В известной формуле Платон ставит человека в центр науки о политике: общество - это человек, написанный большими буквами. Центральное место антропологической проблемы не было потеряно для современных мыслителей. Кант, комментируя значение своего вопроса «Что такое человек?», заявил, что он охватывает все другие фундаментальные вопросы философии. Три предыдущих вопроса философии в универсальном смысле слова - что я могу знать? (отвечает метафизикой) что мне делать? (отвечает по этике), на что я могу надеяться? (отвечает по религии) - «можно считать антропологией, так как первые три вопроса связаны с последним».

Выводы Достоевского

В этот момент Достоевский делает свой вывод. И одновременно происходит ницшеанский апофеоз человека и переоценка ценностей, предвещающих начало эпохи нигилизма. Достоевский противопоставил свою концепцию человека антропологии атеистического гуманизма. Антропологический вопрос имел для него первостепенное значение. Будучи молодым человеком девятнадцати лет, он писал: «Человек - это тайна. Она должна быть раскрыта, и если вы отдаете свою жизнь делу, не думайте, что вы ее потратили впустую; я посвящаю себя этой тайне, потому что хочу быть человек». Он оставался верным этой задаче на протяжении всей своей жизни и во всем своем искусстве. В творчестве Достоевского прослеживается попытка разгадать тайну человека, которая завершается в «Легенде о великом инквизиторе». Первая попытка сделать набросок духовного и интеллектуального фона романисткой работы, в котором четко изложена концепция веры, скрытая в «Братьях Карамазовых».