Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Чувства и личность человека по-достоевски

Не стоит говорить о Достоевском, как о деятеле прошлого, так как он ещё в своё время смог раскрыть настоящие чувства и личность человека, что стало результатом его поисков истины. Его инструментами поиска стали и студент Раскольников, и маляр Микола, и князь Мышкин, все три брата Карамазовы и многие другие персонажи бессмертных произведений. Все они прилагают усилия, чтобы сопротивляться своей судьбе, а также отличаются желанием осмыслить не только свою жизнь, но и дать оценку всему человечеству.

Десятилетнее многоголосие

Каждый персонаж Достоевского, даже второстепенный, показывает свою правду и свою философию. Его многоголосие слышится на протяжении ни одного десятилетия, и это выступает ярким свидетельством тому, что облагодетельствовать всё человечество сразу невозможно, так как у каждого свои цели и потребности.

Через свои романы, Достоевский проникает в самую глубину человеческой души, детально разбирая её противоречия, непредсказуемость, тонкую грань между тёмной и светлой сторонами и прочее. Всё это приводит к автора постоянно находиться в поиске роли, которая отведена человеческому обществу. Поэтому не удивительно, что практически все популярные философские идеи он испытывал на прочность на своих персонажах, как представителях разных типов людей.

Обнажённые идеи Достоевского

Каждое его произведение, это попытка довести идею непросто до логического завершения, но стремление обнажить её, испытав на прочность путём создания орудия зла в руках фанатиков. В этом случае человеческие чувства и личность приобретаю другой оттенок. Например, Раскольников внедряет новый моральный кодекс, признающий только права сильных. И не важно, что для этого ему нужно совершить преступление. Кстати, именно убийство для Раскольникова является образом победы человека над собой. Но, как показывает практика, путь этот ошибочный, но не менее привлекательный в современном обществе. В 19 в. Достоевский внедряет в литературу новый тип трагического героя. На этот раз в экспериментах участвует князь Мышкин, сохранивший детскую наивность. И это сыграло с ним злую шутку, так как Мышкин болезненно понимает односторонность своей идеи, за что также несёт наказание от общества.

Далее автор начинает работать над разоблачением благодетелей человечества, которые то и дело навязывают другими свои идеалы, исключающие народные и христианские моральные принципы. Получается, что и сам Достоевский, ставший основой для всех своих героев, оставил за собой право закрепить своё слово в истории. Именно народ является творцом истории, что и пытался изобразить автор, исключая революционные методы, так как ни одна революция не принесла счастья.

Именно умение Достоевского проникать в глубины человеческой души делает его нашим современником. Тот, кто читает его произведения, желает вступить в спор с автором.