Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Великая книга великого писателя

"Преступление и наказание» — первый роман (не считая «Игрока") нового, важнейшего и последнего этапа в творчестве Достоевского, этапа, начавшегося с «Записок из подполья". В этот период Достоевский проявляет отчетливо антисоциалистическую тенденцию, особенно ярко выразившуюся в «Бесах". Часто встречаются высказывания, что и разоблачение Раскольникова в «Преступлении и наказании» ведет к разоблачению социализма. Например, М. Гус, хотя сам признается, что «наполеоновская идея» была насквозь антиреволюционна, вместе с тем утверждает, что «Достоевский считал ее порождением и разновидностью революционных, как он выражался — «недоконченных идей". В «Преступлении и наказании» он рассмотрел эту идею подробнее, точнее, глубже, чем в «Господине Прохарчине» и «Униженных и оскорбленных": он теперь непосредственно связал «предницшеанскую теорию» двух разрядов людей с революционной идеологией. В его глазах Раскольников — духовный сын Чернышевского, Добролюбова, и в лице убийцы — теоретика «наполеоновской идеи» — он стремился показать, до чего доводит молодежь нигилизм, какую смертельную опасность представляют социализм и революция»1. В действительности это не так, но «идея» Раскольникова и его психоидеология, так же как идеология социалистическая, являются плодом отрыва молодых мыслителей от национальной, народной, православной почвы. Отрыв этот совершается не без влияния общеевропейских тенденций, весьма разрушительных с точки зрения Достоевского. Сугубо индивидуалистическая, «предницшеанская» позиция Раскольникова и принципиальный «коллективизм» социалистов существуют в общей атмосфере социального и психологического хаоса, который особенно убедительно будет впоследствии продемонстрирован в «Бесах". Два различных вида нигилизма объединяют нарушение морали и закона с допущением кровавых деяний, хотя бы для выдающихся избранных личностей (для Раскольникова и в теории, и на практике, а для других революционеров-социалистов только на практике, так как формальный демократизм социалистов не решается это признать), а также крайний рационализм, игнорирующий и христианские идеалы, и вообще учет реальной «живой души".

Источник: http://www.gumer.info