Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Темы творчества Достоевского: грех

Как становится ясно из записной книжки Достоевского, у него в последние годы был план написать книгу о жизни Христа. Очевидно, что если бы он жил дальше, можно было бы сделать более точную оценку относительно его православия. Однако по всей гамме его опубликованного письма никаких серьезных тревожных заметок на эту тему не возникает, поэтому лучше всего предположить, как это делают даже светские аналитики, о том, что великий русский писатель был широко ортодоксальным по отношению к божеству и человечеству Христа. Темы творчества Достоевского многогранны, но особенно выделяется тема грехопадения.

Очертания греха

Грех проявляет себя живописно в творчестве Достоевского, по крайней мере, в четырех чертах. Во-первых, грех рассматривается как злоба или злобность. Сам Достоевский был очень раздражительным и злобным человеком. Его вторая жена, Анна, упоминает (после того, как ее муж оскорбил официанта), что «он не мог сдержать свою злость». В романах Достоевского подчёркивается термин «злоба». В «Преступлении и наказании» убийца Раскольников имеет «злобную улыбку на губах». Вторая фигуративная форма, которую грех предполагает в каноне Достоевского, - это «перешагнуть». Этот живописный язык сразу напоминает читателю о концепции трансгрессии (переступая границу). Например, когда Раскольников совершает свое убийство, явно упоминается символическая нота его «перешагивания» порога (как и в других значительных случаях). Третье изображение греха принимает форму смога. Четвертое сравнение греха в Достоевском - это раскол. Либеральный теолог Павел Тиллих однажды изобразил грех в терминах «пробелов и расколов». Ведущий грешник (Раскольников) в «Преступлении и наказании» несет корень раскола. Бердяев утверждал, что это расщепление в духе, является важной темой всех романов Достоевского. Человек в темах творчества Достоевского, как и в Книге Бытия, является трагическим, раздвоенным существом, исключенным из рая, но стремящимся к примирению.

Ненормальная психология

Галерея персонажей Достоевского состоит из парада клинических случаев в ненормальной психологии. Этот феномен оцепенения неоднократно раскрывается на протяжении его историй и романов. Осколок принимает форму злобы и иррациональности в «Заметках от подполья». Одним из самых интригующих случаев является история «Двойника». Это фактически отсылка к Библии. «Двойник» повествует о случае безрассудного государственного служащего, чьи социальные проблемы заставляют его галлюцинировать, тем самым создавая свою собственную «двойную личность, отколотую от всего реального. Достоевский обладал умением писать так, что читатель не всегда мог догадаться, что дается, как факт, а что предназначено как фантазия. Подобно основным экзистенциалистам, Достоевский сделал христианское богословие служением, рисуя портреты людей в форме, согласующейся с христианской ортодоксией. Достоевский раскрыл вулканический кратер в каждом существе. И эти вулканы всегда громыхают.