Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Два пути «Преступления и наказания»

У каждого, кто сталкивается с романом Достоевского «Преступление и наказание», возникают свои представления о написанном. И практически каждый человек начинает искать в нём скрытый смысл. Некоторые специалисты, проникая в суть романа, удивляются, почему он включён в школьную программу. Другие же, не теряют надежды, кто каждый, прочитавший его, проникнется основной темой, которую хотел донести автор.

Если все Христы

Именно эта фраза, которая то и дело повторяется в черновом варианте романа «Бесы», является ключевым решением всех социальных вопросов в глазах Достоевского. Проследит ли кто-либо мысль, что весь роман говорит о том, как человек находит в себе Христа, как он проходит этот путь поиска и учится доверять Ему в себе? Именно способность и желание отдать себя всем, как Христос, добровольной пойти на крест, является для писателя высшим развитием личности человека. Если все Христы, то будут ли бедные? И если все братья, то будет ли братство? Впрочем, религиозность Достоевского прослеживается в каждом его творении.

Два пути романа

Что же касается непосредственно «Преступления и наказания», то автор описывает два пути человеческого бытия, примером которых является жизнь Раскольникова. Первый путь следует открытой системе, где милость и благодать пополняются извне. Сам же человек как бы является проводником этой благодати, ответственным за этот мир, который, в свою очередь, простирает к нему неоскудевающую руку при условии, что человек реализован и придерживается принципа самоотдачи. Второй же путь, это путь закрытой системы, в центре которой один принцип — чтобы у кого-то прибыло, нужно, чтобы у кого-то убыло. В таком случае перерспределителем благ может быть только человек властный, который и решает, кому жить, а кому умереть.

С одной стороны Раскольников ощущает свою ответственность за то, что происходит вокруг него. Он понимает, что может изменить обстоятельства собственными силами. Так, находясь в нужде, в стадии крайней нищеты, он жертвует деньги окружающим. Более того, у него всегда находится ровно столько, сколько нужно на тот момент.

Но, с другой стороны, приходит осознание, руководимое рассудком — у него нет столько, чтобы помочь каждому. Он и себе помочь не может. Поэтому, единственный способ раздобыть — это отобрать у кого-то. Главный герой ощущает недостаток ресурсов, которые жёстко ограничены и забывает, что ощущение борьбы за ресурсы было изменено ещё Христом, когда тот разделил хлеб: если ты будешь делиться, что хватит всем.

Человек часто забывает, что чувство ответственности и причастности никто не отменял. Меняются только средства достижения цели, то, как можно поменять ситуацию. Теория Раскольникова заключается в том, что пожертвовать кем-то для достижения мира на земле, чтобы другие получили от этого пользу. Стоит отметить, что подобные суждения посещают героя только в проблесках бедности, когда на него давит правда бытия. Но можно ли изменить мир без самопожертвования, перекладывая своё бремя на чужие плечи?